Перевод: gardener (первая половина), newuser (вторая половина).


Монтгомери. Алабама. — Под пушечные залпы и песню «Дикси» поднимется флаг Конфедерации. Одетые в костюмы предвоенного времени люди проведут в субботу постановку самого неоднозначного момента американской истории: 150-летней годовщины инаугурации президента Конфедерации Джеферсона Дэвиса.

«Дорогой Дэвиса» времен 1861 года состоится парад к Капитолию в Монтгомери, с тех пор ставшего своеобразной Меккой в коллективной памяти южан, святыней Конфедерации, равно как и святым местом движения за права цветных меньшинств в Америке.

Процессия начнется недалеко от того места, где в 1955 году черная швея Роза Паркс села в автобус и не уступила своего места белому пассажиру, что привело впоследствии к бойкоту автобусных линий в Монтгомери. Далее процессия поднимется по той улице, на которой в марте 1965 года Мартин Лютер Кинг со своими соратниками завершил свой марш из Сельма в Монтгомери с требованиями избирательного права для цветного населения Америки. Маршрут пройдет рядом с баптистской церковью на Декстер-авеню, в которой в свое время начинал пастором Мартин Лютер Кинг, и чей приходской дом в 1956 году был подожжен, в то время как жена Кинга и его маленькая дочь находились внутри.

Потом марш пройдет всего в паре кварталов от старой автобусной станции компании «Грейхаунд», около которой в 1961 активисты движения Freedom Riders протестовали против сегрегации на автобусных маршрутах и были избиты до крови толпой белых, пока полиция стояла в стороне.

Марк Поток из общественного правового движения Southern Poverty Law Center отмечает отвратительную иронию события — это марш в честь государства, построенного на рабовладении, несущий расистскую подоплеку. А Бернард Симелтон, из алабамского отделения NAACP уподобляет постановку «празднованию Холокоста».

Но организаторы шествия из группы «Сыновья ветеранов Конфедерации», утверждают, что это шествие является всего лишь почтением памяти погибших в войне за независимость Юга. В марше ожидается участие сотен участников. «Мы отмечаем юбилей единственного президента Конфедерации, — говорит Том Стрейн, организатор, чей предок и тезка был кавалеристом в армии конфедератов в Теннеси. — Речь не о рабстве, а о нашей истории».

Гражданская война до сих пор разделяет американцев — особенно сегодня, когда некоторые активисты Tea Party говорят о правах штатов и сецессии, когда многие штаты восстают против федеральных инициатив, таких как реформа системы здравоохранения, и когда демографические изменения, идущие в Америке, вызывают у некоторых чувство ностальгии по тем временам, когда белые христиане в Америке преобладали в гораздо большей степени.

Пятилетний период памятных мероприятий в честь 150-летия провозглашения независимости Юга обещает превратиться в столь эмоциональное историко-политическое минное поле, что Конгресс уже умыл руки, не став предпринимать никаких шагов, и лишь некоторые штаты создали и профинансировали свои собственные памятные комиссии для организации празднеств.

«Мы стараемся быть предельно осторожными», — говорит Кэмерон Фриман Нейпир, почетный пожизненный регент первого Белого дома Конфедерации, где Дэвис провел несколько месяцев перед тем, как столица была переведена в Ричмонд (Виргиния).

До 150-летней годовщины первого выстрела Гражданской войны, прозвучавшего в Форт-Самтере (Южная Каролина), остается еще два месяца, но противоречия вспыхнули уже по всему Югу:

— В Чарльстоне в декабре участники памятных мероприятий, одетые в исторические костюмы тех времен, собрались на «Бал отделения», обещавшего стать согласно тексту на приглашениях «вечером музыки, танцев и угощений», чтобы отметить 150-летие отделения Южной Каролины от Союза, в то время как более 100 человек протестовали снаружи против того, что Лонни Рэндольф, лидер местного отделения NAACP, назвал «праздником рабства».

— Боб Макдоннел, республиканский губернатор штата Виргиния, уже извинялся в прошлом году за то, что не упомянул о рабстве, провозглашая апрель месяцем «Истории Конфедерации» (губернатор-республиканец Миссисипи Хейли Барбер также подлил масла в огонь, добавив, что это упущение не имеет ни малейшего значения). Позднее Макдоннел постановил, что его штат, Виргиния, будет отмечать весь период гражданской войны.

— Министерство образования штата Виргиния сняло с себя ответственность за содержание учебников истории Гражданской войны, после того как профессор истории заметила в школьном учебнике своей дочери упоминание о том, что тысячи чернокожих сражались за Конфедерацию, с чем не согласно большинство профессиональных историков.

— «Сыновья ветеранов Конфедерации» штата Миссисипи пытаются добиться разрешения на выпуск мемориальных табличек, увековечивающих память генерала Конфедерации Натана Бедфорда Форреста, чье многомиллионное состояние было основано на работорговле, и которого обвиняли в убийстве сотен чернокожих военнопленных, и который после войны стал первым лидером Ку Клукс Клана. Хейли Барбер в четверг заявил, что не отклоняет поданное прошение, но добавил, что не уверен в том, что законодатели штата одобрят его.

Марк Поток говорит, что популярность генерала Форреста среди неоконфедератов, проводящих жесткую линию, затмила популярность генерала Роберта Ли, главнокомандующего армии Конфедератов, из-за мягкой соглашательской политики последнего в отношении Севера после войны: «Они даже не говорят о генерале Ли, так как считают его тряпкой».

Наблюдения за празднованиями 150-летия гражданской войны могут нам рассказать о современных умонастроениях американцев так же хорошо, как и описания побед в той или иной битве того времени. Они совпадают по времени с возрождением таких понятий, как нуллификация и сецессия — идей, процветавших в первой половине 19-го века, и которые казались полностью дискредитированными Гражданской войной.

Некоторые жители Аляски, включая мужа бывшего губернатора Аляски Сары Пейлин, Тодда, серьезно обсуждают вопрос сецессии. В 2009 году республиканский губернатор Техаса Рик Пери недвусмысленно намекнул, что отделение Техаса вполне может состояться, если Вашингтон будет и далее пренебрегать интересами американского народа.

Как минимум полдюжины американских штатов рассматривают меры по нуллификации Обамовской реформы здравоохранения. В Алабаме законопроект, предложенный республиканцем, сенатором штата Скоттом Бизоном, прошел в прошлом году через сенат, прежде чем тихо умереть в комитете нижней палаты, возглавляемой демократом. Сенатор планирует вторую попытку, утверждая, что штатам пора «поиграть мускулами суверенитета».


Столетие на забывание

В некоторых отношениях американцы более разделены войной сейчас, во время 150-летнего юбилея, нежели в период празднования столетия в 1961 году. Тогда, по словам историка Йельского университета Дэвида Блайта, рабство и расовые вопросы были заметены под ковер, чтобы отпраздновать серо-синее примирение, достигнутое путем принесения в жертву гражданских прав черного населения после Реконструкции Юга 1870-х.

Федеральная комиссия празднования столетия итогов Гражданской войны, созданная в 1957 году под руководством Улисса Гранта-третьего, внука генерала и президента юнионистов, пыталась дать равнозначную оценку смелости и отваге сражавшихся в обоих лагерях и представить это как рождение нации в муках междоусобицы.

Такие темы начали продвигаться Югом сразу же после его поражения. «Это тот редкий случай, — говорит Джеймс Лоуэн, автор книги “Ложь, рассказанная моим учителем”, — когда история войны была написана проигравшими». Но историк Роберт Кук утверждает, что движение борцов за гражданские права шестидесятых затмило все старания комиссии по созданию мифа.

В этот раз все будет по-другому. Директор Музея Конфедерации в Ричмонде Уэйт Ролз обещает обратить больше внимания исторической роли рабов, женщин и детей, а также чернокожих солдат-юнионистов. В рекламе музей использует военный призыв юнионистов «Вперед, на Ричмонд!», что само по себе казалось немыслимым в южной организации 50 лет назад.

Такой акцент тревожит многих, в том числе исполнителя роли Дэвиса, который прочтет его инаугурационную речь в субботу. Тайрон Кроули из Праттвиля (Алабама) отказался от комментариев. Но на сайте «Сыновей ветеранов Конфедерации» он сетует на то, что в отличие от событий 50-летней давности, «когда столетний юбилей был призван почтить память Конфедерации и проигравшей стороны», теперь «очевидно, что празднование превращено в намеренную попытку игнорирования и подавления всего, что исторически было связано с темой Конфедерации... это ясно прослеживается в том, как власти Алабамы используют сам термин “Гражданская война”».

Позиция неоконфедератов в оценках войны заключается в том, что Юг имел конституционное право на отделение, что война была вызвана не фактом существования рабовладения на Юге, а чисто экономическими предпосылками, приведшими к интервенции Севера и что десятки тысяч черных южан, большинство из которых были рабами, добровольно сражались на стороне конфедератов.

Инаугурация Дэвиса — первое событие в целой серии мероприятий, запланированных по всему Югу.


Один город, две традиции

Из всех самых яростных внутренних битв Америки две произошли в Монтгомери. Сегодня вы можете прикоснуться к кафедре Мартина Лютера Кинга, а рядом, всего в нескольких кварталах, посмотреть на Библию Джеферсона Дэвиса, его кровать и шлепанцы.

Мириам Норрис, афроамериканка, родившаяся вскоре после автобусного бойкота, работает гидом в баптистской церкви на Декстер-авеню, в которой Кинг помогал организовать бойкот. Она не проявляет особого желания обсуждать постановку инаугурации Дэвиса, но в конце концов все же говорит, что воспринимает ее как личное оскорбление. «Я смотрю на это как на нечто из области «белые против черных». С их стороны очень глупо уделять столько внимания войне, которую они проиграли. Им следовало бы свыкнуться с этим».

Чернокожие лидеры не планируют никаких протестов. «Это было бы контрпродуктивно, — говорит Элвин Холмс, член нижней палаты штата, демократ. — Мы не хотим создавать им рекламу».

Кэмерон Нейпир и ее муж, Джон, пожилая белая чета с глубокими южными корнями, поддерживают отношения как с чернокожей общиной, так и с «Сыновьями ветеранов Конфедерации», в возрождении местного отделения которых принимал участие Джон.

За цикорным кофе с пончиками в своем величественном кирпичном доме на южной окраине города посреди старых хлопковых плантаций они объясняют, что у них нет никаких возражений против аккуратного воспроизведения исторических событий, но у них вызывает тревогу искажение истории Гражданской войны теми, кого Джон называет «конфедератами-экстремистами».

Особенно их раздражают утверждения неоконфедератов, что причиной войны было вовсе не рабство. «Разумеется, война была из-за рабства, — говорит Джон Нейпир, армейский генерал в отставке и историк-любитель. — Почитайте документы Конвента о сецесии штата».

Кэмерон согласна с мужем: «Некоторые не желают даже произносить само это слово, но я говорю его — рабство. Как вообще можно понять Гражданскую войну, не затрагивая рабства и как можно понять движение за гражданские права, не затрагивая Гражданскую войну?»

Почему Гражданская война является столь острой темой? Этому есть несколько объяснений:

— По мнению Джеймса Робертсона, историка из Виргинского политеха, принимавшего участие в работе по подготовке к столетнему юбилею, война так и не сумела разрешить некоторые из противоречий, из-за которых она началась. В 1865 Юг признал свое поражение и Союз, но он никогда так и не признал новый расовый порядок и кончину прав штатов.

— 150-летний юбилей совпадает по времени со всё усиливающимся расовым, этническим и религиозным разнообразием страны, символическим выражением чего является избрание первого афроамериканского президента, отмечает Марк Поток, занимающийся изучением экстремистских движений для SPLC. По его мнению, дебаты о причинах войны и о ее наследии ведутся не столько о прошлом, сколько о настоящем, и являются выражением тревоги некоторой части белого населения по поводу идущей утраты статуса большинства.

— Хотя воспроизведение исторических битв Гражданской войны не вызывало особых противоречий, постановки политических событий, таких как инаугурация Дэвиса, гораздо более противоречивы, говорит Роберт Саттон, главный историк Службы Национальных парков.


Неделя на воспоминания

На этой неделе пятьдесят лет назад белые граждане Монтгомери поставили театрализованное представление в неделю длиной о шести месяцах, приведших к первому сражению той войны — захвату южанами форта Самтер в Чарльстонской бухте.

В шестнадцатиактном спектакле, начавшемся увертюрой «Салют красавице Юга», приняли участие 18100 артистов и танцовщиков, а также 1000 человек вспомогательного актерского состава. На попечении технического персонала, состоящего из ста человек, было 3 мили электрических проводов, 9000 костюмов и 1000 предметов реквизита, доставленных из Голливуда и Нью-Йорка в 83 контейнерах.

На представлении присутствовали десятки тысяч человек, никто в Монтгомери еще не видывал ничего подобного. «Все портные были загружены работой», — вспоминает Кэмерон Нейпир, чья мать пожертвовала свой старый кринолин по такому случаю.

Празднество завершилось 18 февраля у стен Капитолия постановкой принесения присяги Дэвисом в присутствии трех губернаторов южных штатов. «На Декстер-авеню было больше народа, чем в этот же день в 1861 году», — сообщала «Монтгомери Адвертайзер».

В передовице газета защищала праздничное толкование события, приведшего к катастрофе: «Север и Юг отмечают годовщину истока трагического, но благородного наследия, не пробуждая никакого боевого духа».

Бои и перемены еще только предстоят. Три месяца спустя участники автобусного бойкота прибудут в город, Кинг, оставивший кафедру за год до этого, вернется назад, а летом этого года на Гавайях — самом новом из штатов, которые Дэвис хотел разорвать пополам, — родится Обама.

Присутствуй старый мятежник на субботней постановке, он мог бы вспомнить атмосферу 18 февраля 1861, которая так контрастировала с его собственным настроением. Он не мог видеть будущее — 620000 убитых, отмену рабства, Юг, лежащий в руинах, — но позднее он напишет, что посмотрев вниз на многотысячную толпу, он увидел «неисчислимые горести и беды». Вы можете увидеть их и сейчас, если поднимитесь на 50 ступенек и встанете на медную звезду, отмечающую то место, с которого произнес речь Дэвис.